среда, 26 сентября 2012 г.

Долгожданный театр, моё открытие сезона

25 сентября вернула себе театр. Это была премьера "Биндюжник и король" Исаака Бабеля.
Не знаю у кого как, но для меня почти все постановки могут быть неоднозначными, многосторонними. На памяти нет такой, которую я бы назвала условно только "хорошей" или только "плохой". Все они многогранны. Хотя детские спектакли однозначно можно назвать "положительными" с различными уроками как для детей, так и для взрослых.
Но вернёмся к нашим баранам, т.е. к "Биндюжнику и королю".
Почему-то не получилось у меня увидеть в этом спектакле Одессу с евреями. Даже музыка у меня вызывала мысли типа "джаз, очень похоже на джаз". Иногда актёры добавляли акцент, иногда изменяли говор типа "что" с мягкостью "ч" и т.п. (это или вариант режиссёра, или самого автора). Песня Маруси понравилась, про "Молдаванку", она же в конце спектакля звучала. В целом танцы. Не знаю, сильно с еврейской культурой не знакома, не смогу точно сказать - верно ли всё или нет; опять же вИдение произведения режиссёром, внесение своих эмоций и чувств актёрами, - всё это создало общий микс, и получилось еврейское народное творчество в Одессе. Это что касается техники спектакля.

Мой внутренний взгляд на спектакль.
Сказать, что спектакль полностью совпал с моими ощущениями я не могу. Кое-что попало в тему, так сказать, проникло, въелось, отложилось, запомнилось. Но в целом повторюсь, я далека от еврейской темы в Одессе в 20-30 гг. По сути оказалось я вообще очень мало знаю про Одессу. С этой свой неграмотной точки зрения я видела героев как обычных жителей почему-то деревни, а не города. Хотя проблемы героев именно городские. Не может в деревне возникнуть ситуация любви женатого, взрослого (сильно в годах) мужчины к молодой девушке. Или я опять ничего не знаю о жизни людей в деревнях. По моим ощущениям может быть любовь с разницей в возрасте, но если оба свободны, да и то, она будет обсуждаться и перемываться людьми. А что бы женатый ушёл к молодой - да никогда! Морально распнут человека.
Пытаюсь понять, только в богатых семьях такое может быть или в любой. Когда мужчина, глава семьи, имеющий прямых наследников, всё своё имущество хочет продать и уехать вдвоём с молодой избранницей. Поймут ли его дети, примет ли это жена? Хотя что значит примет - она может смирится, или попробует удержать любыми способами, или даже каким-то образом навредить второй. (Вариантов масса, навеяны фильмами и книгами.) Дети - отдельная тема, могут простить, а могут как в спектакле не принять и даже пригрозить отнять жизнь. Пусть они и выросли, они остались детьми. Только вот в спектакле они на отца пошли из-за наследства, его денег (его!). Самим заработать - это у нас никак не котируется. Или это только мой взгляд безнаследственного ребёнка, которому от родителей разве что книги перейдут)) Видимо детки богатых думали и думают идентично во все времена. Но и всё равно - это не повод поднимать руку на отца семейства.

Однозначно - мысли пока роем. Две идеи вынесла из театра - сын против отца из-за денег и неравная любовь, а точнее неприятие обществом этого факта.
Время идёт, а есть вещи, которые не будут меняться в этом мире... Как в прочем и массовое отношение к ним. 

4 комментария:

  1. А ты изменилась... сильно... Прагматичность появилась, в суждениях...

    ОтветитьУдалить
  2. Очень жестокий мир, надо как-то защищать себя, свой внутренний мир. Думаю, что защищаться словами - лучшее, что можно выбрать.

    ОтветитьУдалить
  3. Вот об этом и Биндюжник... Тут вовсе не при чём, город или деревня, евреи или русские, Одесса или Париж, 20-е годы или 30-е... Деньги или простая зависть... Много чего...

    ОтветитьУдалить
  4. Всё не совсем так, если не сказать - совсем не так. Зная жизнь Бабеля, он не стал бы опускаться до социальной драмы. Наследство и прочая муть - это не про то. "Темно мне!!!" - кричит Мендель в трактире. Не каждому выпадает счастье увидеть луч света дважды. Ему повезло. Была ли любовь к Нехаме? да наверное была... и детей он любит. Он сделал для них всё. Но с годами всё стирается. Человек жив настоящим моментом, ЭМОЦИЕЙ, ЧУВСТВОМ! Марусенька - вот, что поддерживает его и вызывает зависть и негодование окружающих. Он сохранил способность любить, в отличии от многих, он хочет вырваться из этого стада "вечно жующего, на каждый день отмеренный, овёс!" Это не простая блажь. "Каждый человек имеет право на поиски счастья" Именно на ПОИСКИ, а не на само СЧАСТЬЕ. Оно очень зыбко... Он не просто стремиться уехать с молодой, это было бы мелко. "Я мордой полы заметал, а теперь я САДЫ ПОСТАВЛЮ!" Это неудержимое стремление к свету "Я Свет просил!!!", которое топчут, те, кто давно перестал стремиться... И именно эту его черту так полюбила Маруська, а не его деньги. Он бунтарь, за что и раздавлен. Даже когда он не способен её видеть, когда ослеп - не избавление... Он СЛЫШИТ! И последний его всхлип, на свадьбе - Марууу... си..ч ка... это как посмертный выдох. Ему не дают даже уйти!"Почему ты не хочешь пустить меня со двора, в котором я О Т Б Ы Л жизнь???!!! Мы так живём и ты так будешь! Режиссёр решил не добивать Менделя предательством Маруськи (за меня боялся чтоль? не знаю...) Это не так у автора. Она уходит с Лёвкой, с сыном. Расчёт! Старик умер, хоть и двигается... А жизнь продолжается. Ты права, она жестока. И никого не минует чаша, НИКОГО... Но Мендель хотя бы попытался. Круг замкнут, выхода нет и нет иного пути, как строить счастье на несчастье другого. Менделю ли,на костях Нехамы и детей, которые страдают, или Мрауське на костях Менделя.Никто не виноват, никто! Мы врём сами себе, оправдываем, защищаемся, пытаемся вырваться из стада, но неизбежно в нём остаёмся. Я ХОЧУ ЖИТЬ и не против иметь!!!, остальное не важно... Все мы таковы.И это не наша вина, это наша беда. Страшная беда! Животный инстинкт выживания. А про Молдаванку поёт не Маруся... это песня общая и никак не её. Маруся поёт про себя и Менделя - "Руки сплетались, чтоб не расплелись..." Она уходит любя его, уходит с раной в сердце, но... уходит...

    Ну вот... как мог, попытался объяснить... видимо со сцены не донёс... хотя пытался...
    P.S. Ты вернула себе книгу, под названием"Театр".
    "- Хочу вернуть" ХОЧУ опять и всегда главенствует.Не подумай, я не осуждаю, не имею права. Просто я теперь об этом знаю и будет гораздо труднее..... я актёр, я обязан и постараюсь, на сколько сил хватит... Не отвечай мне, не надо...

    ОтветитьУдалить